БОГ — ВЕРА

Жить — богу служить.
Кто велик, яко бог наш (Влад. Моном.).
Не нам, не нам, но имени твоему (т. е. слава).
Велико имя господне на земли.
В мале бог, и в велике бог.
Разумейте, языцы, яко с нами бог.
Сильна божья рука. Божья рука — владыка.
Бог не в силе, а в правде. Не в силе бог, а в правде.
Сила господня в немощи (или: в немощах) совершается.
Что богу не угодно, то и не сильно (или: не годно).
Велик бог милостию. Богат бог милостию.
У бога милости много. Бог на милость не убог.
Бог не убог; у бога милости много.
У бога всего много. У бога все возможно.
Милостив бог, а я, по его милости, не убог.
Во времени подождать: у бога есть что подать.
Божья вода по божьей земле бежит.
Божья роса божью землю кропит.
Ни отец до детей, как бог до людей.
Друг по друге, а бог по всех. Друг обо друге, а бог обо всех (печется).
Всяк про себя, а господь про всех.
Не по грехам нашим господь милостив.
Бог напитал, никто не видал (прибавка: а кто и видел, тот не обидел).
Бог пристанет (или: наставит) и пастыря приставит.
Даст бог день, даст бог и пищу.
После стрижки господь на овец теплом пахнет.
Его бог благословил (детьми, богатством, досужеством, дородством и пр.).
Аще бы (или: Кабы) не бог, кто бы нам помог?
Бог не как свой брат, скорее поможет (или: проси, так поможет).
Бог поберег вдоль и поперек.
Бог полюбит, так не погубит.
У бога для праведных места много.
С богом пойдешь — до блага дойдешь (к добру путь, или: добрый путь найдешь).
На бога положишься, не обложишься.
С богом хоть за море (прибавка: а без бога ни до порога).
Нужен путь бог правит. Бог пути кажет.
Человек ходит, бог водит.
Бог люб — и в люди ведут.
Отстанет бог, покинут и добрые люди.
Не конь везет, бог несет.
Бог даст, и в окошко подаст (т. е. далеко не ищи).
Кто к богу, к тому и бог.
Кто любит бога, добра получит много.
Любящих и бог любит.
Бог не дремлет — все слышит.
Тот не унывает, кто на бога уповает.
Не унывай, на бога уповай (или: а бога призывай).
Аще бог с нами, никто же на ны.
Коли бог по нас, то никто на нас (или: против нас).
Бог по ны, никто же на ны. Бог по нас, никто же на нас.
Чего бог не нашлет, того человек не понесет.
Бог души не вынет, сама душа не выйдет.
Все в мире творится не нашим умом, а божьим судом.
Божьи невольники счастливы.
Никто не может, так бог поможет.
Грозную тучу бог пронесет.
Человек предполагает, а бог располагает (перевод).
Человек так, а бог инак. Человек по-своему, а бог по-своему.
Человек так, да бог не так.
Бог свое строит. Ты свое, а бог свое.
Человек гадает, а бог совершает.
На человеческую глупость есть божья премудрость.
Ты к худшему, а бог к лучшему.
Один воин тысячи водит, а бог и тысячи и воина водит.
Человек (или: Кто) с лихостию, а бог с милостию.
Мы с печалью, а бог с милостью.
Он его бранит, а бог его хранит.
Бог не мужик (т. е. не обидит): бабу отымет, а девку даст (о вдовце).
Мужик на мужика осил надевает, а бог свое содевает.
Бог за худое плательщик.
Страшен сон, да милостив бог.
Без бога и червяк сгложет.
Постыжет бог суды человеческие (св. Дмитрий Ростовский).
Бог не захочет, и пузырь не вскочит.
Кабы бог послушал худого пастуха, так бы весь скот выдох (по частой брани его: чтоб ты издохла!).
Кому на поле божья помощь. Кому на бою божья милость (старин., от судебных поединков).
Бог не даст (или: не выдаст), свинья не съест.
Бог попущает, и свинья гуся съедает.
Жив бог — жива душа моя.
Бог не Макешь (или: Мокошь, языческое божество), чем-нибудь да потешит.
Бог кормилец, не как мужик возгривец.
Коли богу угодно. Коли бог велит. Как богу угодно. Богу соизволящу, попускающу. Как бог попустит.
Умная голова, разбирай божьи дела!
Бог — старый чудотворец.
Все от бога. Всяческая от творца.
У бога-света с начала света все доспето.
Божеское не от человека, а человек от бога.
Больше бога не будешь.
Божьей воли не переможешь (или: не переволишь).
Выше божьей воли не будешь (не станешь).
С богом не поспоришь. С богом не спороваться.
Не по нашему хотенью, а по божью изволенью.
Не нашим умом, а божьим судом.
Господь богатит и высит, убожит и смиряет.
Божье тепло, божье и холодно.
Бог вымочит, бог и высушит.
Который бог вымочит, тот и высушит.
Бог отымет, бог и подаст. Бог дал, бог и взял.
Все мы под богом ходим.
Власть господня. Воля божья. Святая воля его.
Под богом ходишь, и власть его (или: божья и власть).
Под богом ходишь — божью волю носишь.
На волю божью просьбы не подашь.
Чего бог не даст, того никто не возьмет.
Что богу угодно, то и пригодно.
Бог по силе крест налагает.
Бог лучше знает, что дать, чего не дать.
Бог не даст — нигде не возьмешь.
Господня воля — наша доля.
Суди, господи, волю свою!
В делах человеческих сам бог послух (свидетель).
Бог видит, кто кого обидит (или: кто кого любит).
Бог видит, кто куда (или: что куда) идет.
Бог не гуляет, а добро перемеряет (говорится при перемене счастья).
Не скор бог, да меток.
Бог долго ждет, да больно бьет.
Бог и слышит, да не скоро скажет.
Бог видит, да нам не сказывает.
От людей утаишь, а от бога не утаишь.
Перед попом утаишь, а перед богом не утаишь.
Бога не обманешь, хоть и пораньше нашего встанешь.
Сколько ни мудри, а воли божьей не перемудришь (ответ крестьян на нововведения).
Ни он (бог) тебя, ни ты его не обманешь.
Ни хитру, ни горазду, ни убогу, ни богату суда божьего не миновать.
Что народ увидит, то и бог услышит.
Бог виноватого найдет.
Бог всякую неправду сыщет.
Бог не Никитка, повыломает лытки (т. е. накажет).
Бог накажет, никто не укажет.
Стреляй в куст, бог (или: пуля) виноватого сыщет.
Бог не свой брат, не увернешься.
От бога не уйдешь. От божьей власти (или: кары) не уйдешь.
Суда божьего околицей не объедешь.
Его сам бог пометил (или: запятнал, покарал).
Кого бог любит, того и наказует.
Наказуя, наказа мя господь, но смерти не предаде.
Кто богу угоден, тот и людям приятен (или: пригоден).
Живем, поколе господь грехам нашим терпит.
На этом свете помучимся, на том порадуемся.
Начало премудрости — страх господень.
Бога ты не боишься! Бога бойся!
Бог суди твои костыли (т. е. лукавство).
Бог тебя суди! Бог тебе судья! Бог его накажи!
С богом (т. е. иди, начинай и пр.).
Бог с тобою (т. е. прощаю, благословляю; или: отойди, отвяжись; или: опомнись, образумься).
Перед богом все равны. Перед богом все холопы. Все мы рабы божьи.
У бога и живых царей много.
Не бойся никого, кроме (или: только) бога одного.
У бога выслужишь, у людей никогда (о неблагодарности).
Коли не людям в честь, ин (или: так) богу в славу.
На весь мир и сам бог не угодит.
Молись, а злых дел берегись!
На бога надейся, а сам не плошай!
Богу молись, а в делах не плошись!
Богу молись, а добра-ума держись!
Богу молись, а к берегу гребись!
Бог богом, а люди людьми.
Плачься богу, а слезы — вода.
Царь далеко, а бог высоко. До царя далеко, до бога высоко (по разным произношениям: высоко, далеко; по-владимирски: высоко, далеко).(Здесь скроей имееться разница в ударении в словах: высоко и далеко)
Кто добро творит, тому бог отплатит.
За добро бог плательщик.
Кто добро творит, того бог благословит.
В небо приходящим отказу не бывает.
У бога для праведных места много.
За (На) кого бог, за (на) того и добрые люди.
Удаляющиеся от бога погибают.
И рано встал, да бог не пристал (о неудаче).
Коли господь не сохранит града, то всуе стража и ограда.
Не сохранит господь града, не сохранит ни стража, ни ограда.
Коли господь не построит дома, и человек не построит.
Без бога ни до порога.
С бога начинай и господом кончай!
Утром бог и вечером бог, а в полдень да в полночь никто же, кроме его.
Благослови, господи, достояние твое!
Всякое житейское отложим попечение!
Богу молиться — вперед пригодится.
Молитва — полпути к богу (или: ко спасению).
Молись втайне, воздастся въяве!
Молись иконе да будь в покое!
Проси Николу, а он спасу скажет.
Сей, рассевай, да на небо взирай!
Кто перекрестясь работает, тому божья помощь.
Кто не окстясь за стол садится, с тем ест и пьет диавол.
Перейти крест — грех на душу (т. е. пройти впереди молящегося).
Кто без крестов (т. е. без тельного креста), тот не Христов.
Без креста и молитвы не будут ловитвы.
За ладью хватайся (на промыслах), богу конайся (кучься).
С молитвой в устах, с работой в руках.
Не торопись, сперва богу помолись!
К вечерне в колокол — всю работу об угол.
Первый звон — чертям разгон; другой звон — перекстись; третий звон — облокись (оденься, иди в церковь).
Первый звон — пропадай мой сон; другой звон — земной поклон; третий звон — из дому вон!
Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где богу молятся!
Благословясь, не грех (т. е. дело, на которое могу посягнуть с молитвою, не грешное).
Что бы ни пришло, все молись!
Одно трости: господи, прости!
Одно знай: господи, помилуй и отыми и подай!
Дело не спорится — углам помолиться.
Лихо думаешь — богу не молись.
Не для бога молитва, а для убожества.
Богу хвала, а вам (а добрым людям) честь и слава.
Свет в храмине от свечи, а в душе от молитвы.
С верой нигде не пропадешь.
Без веры живут на этом свете, а на том не проживешь.
Пораньше просыпайся, да за бога хватайся!
Спаси, господи, люди твоя (и благослови достояние твое).
Хлеб-соль величай (т. е. молись после еды).
Славите бога, так слава и вам!
Не скажешь аминь, так и выпить не дадим.
Божье забудешь, и своего не получишь.
На божье посягать — свое потерять.
Напади бог, нападут и добрые люди.
«Господи, помилуй!» — не грех говорить и не тяжело носить.
«Господи, помилуй!» — не тяжело говорить и легко носить.
Наше дело: «Помилуй, бог!», а живет и: «Закрой, Христос!»
Буди имя господне благословенно отныне и до века!
Шаркни, господи, по душе, по телу, по жене, по детям, по моему здоровью (говорится при отдержке завесы царских дверей).
Не стоит город без святого, селение без праведника.
Молитва места не ищет.
Коротка молитва «Отче наш», да спасает.
Аминь человека спасает.
Аминем беса не отшибешь (или: беса не отбудешь).
Прости, господи, прегрешения мои!
С нами крестная сила! С нами бог и все святые его.
Наше место свято!
Дома спасайся, а в церковь ходи!
Кто попу не сын, тот не законный сын.
Велики труды его к богу (т. е. богомол, великопостник).
Испостился, измолился в нитку.
Не хлебом живы, молитвою.
Церковное стяжанье — божье.
Церковное достояние — убогих богатство. Крестовая церковь и кресты правит (см. «Новая скрижаль»).
Первую мерлушку попу на опушку!
Не отсыпав попу новины, хлеба не продавай!
Монастырь докуку любит (т. е. просьбы и приношения).
Келья — гроб, и дверью — хлоп!
Иконы не купят, а меняют (вместо; не покупают).
Образа да ножи не дарят, а меняют.
Кто понедельничает, возрадуется заступничеству архангела Михаила.
Скоромничают бары да собаки.
Великий пост всем прижмет хвост.
Одно спасенье — пост да молитва.
Середа да пятница хозяину в доме не указчица.
Бог даст совет, так и в пост мясоед.
Постись духом, а не брюхом!
Послушание паче поста и молитвы.
Не сквернит в уста, а сквернит из уст.
Не встанет свеча перед богом, а встанет душа.
Богу молиться — не вовсе разориться (т. е. надо заняться и мирским).
Повадишься к вечерне — не хуже харчевни: ныне свеча — ан шуба с плеча (укор скупых мужей женам).
Не нужны нам праведники, нужны угодники (т. е. нам угождающие).
Пению время, а молитве час.
Грех в мех, а сам вверх (или: наверх).
Грех под лавку, а сам на лавку.
Хлеб ест, а креститься не умеет.
Много кающих(ся), да мало воротящих(ся).
Поено да кормлено, а дома не помолено.
Поп сидя обедню служит, а приход (а миряне) лежа богу молятся.
Одному мигнул, другому кивнул, а третий и сам догадается (о нерадивой молитве).
Знают и чудотворцы, что мы не богомольцы.
Как надо говеть, так и стало брюхо болеть.
Научились шить долгие хвосты — позабыли великие посты.
На дудку есть, а на свечку нет (т. е. денег).
На балалайку станет, и на кабак станет, а на свечку не станет.
В тревогу — и мы к богу, а по тревоге — забыли о боге.
Хоть церковь и близко, да ходить склизко; а кабак далеконько, да хожу потихоньку.
Пойдем в церковь! — Грязно. — Ну так в шинок! — Разве уж под тыном пройти?
Попы за книжки, а миряне за пышки.
Поп в колокол, а мы за ковш.
Богу-то с перст, а черту-то с пест (о свече).
Одни колокола поют (т. е. не служат).
Кушанье познается по вкусу, а святость по искусу.
Окрест боящихся бога ангел господень ополчается.
Лучше брани: Никола с нами.
На поле Никола общий бог.
Бог не убог, а Никола милостив.
Нет за нас поборника супротив Николы.
Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает.
Что хромо, что слепо, то Козьме и Демьяну (о дворовой птице).
Матушка Похвала, узнала ль ты меня? — Я из Жидова Катерина, живу в Твердове у Кирилла (т. е. девка выдана замуж из Жидова в Твердово и, пришед на родину, молится знакомой иконе).
Батюшка Предтеча, я из Субботников, Павлова сноха, Иванова жена, помилуй ты меня!
Спаси и помилуй ты менчя, мать пресвятая богородица; а живу я в крайней избе на селе (или: и крайнюю избу на селе).


Реклама: